Подпишитесь на обновления:

01.10.2018

По одежке встречают, по уму — провожают

По одежке встречают, по уму — провожают Как показали итоги организованного структурным подразделением ГУП НСО «НОЦРПП» — Центром поддержки предпринимательства Новосибирской области семинара «Особенности предпринимательского поведения при внешнеэкономической деятельности», народная мудрость относится и к сфере внешнеторговой деятельности

По словам выступившего с приветственным словом руководителя Центра поддержки экспорта (ЦПЭ) Новосибирской области Сергея Иванова, бизнес-этика во многом определяет успешность деловых контактов. Чем лучше эти контакты — тем больше контрактов. Входящие в ГУП НСО «НОЦРПП» (www.mspnso.ru) организации государственной инфраструктуры поддержки предпринимательства, включая Бизнес-инкубатор Новосибирской области, Центр поддержки предпринимательства Новосибирской области и ЦПЭ (export54.ru), ориентированы на поддержку регионального малого и среднего бизнеса от учреждения и стартапа до развития и продвижения в стране и за рубежом. Знание страновых, национальных и религиозных особенностей перспективных иностранных партнеров необходимо, чтобы как минимум найти общий язык, а лучше — заключить внешнеторговый контракт.

К.э.н., доцент кафедры «Таможенное дело» СГУПС Константин Федоренко поделился 20-летним опытом работы в сфере ВЭД. Уметь оставлять о себе благоприятное впечатление в данной работе не менее важно, чем в личной жизни. Есть правила этикета, применимые к предпринимателям любых национальностей и вероисповеданий. Деловая этика предполагает пунктуальность, умение хранить свои и чужие секреты, вежливость, умение слышать и слушать. Умение найти личный контакт с перспективным партнером — залог будущего успешного сотрудничества.

Требования к «экстерьеру»
Строгие требования предъявляются к внешнему виду. Касательно «деловой униформы» для мужчин, принято носить костюмы в темно-синей или темно-серой гамме. Светлые и черные тона по понятным причинам исключены. Костюм должен быть темнее галстука, а галстук — темнее сорочки. Вся одежда должна быть свежей, выглаженной и опрятной. Неряшливость в одежде — следствие неряшливости в мыслях, и, соответственно, в бизнесе.

У бизнес-леди юбка должна быть ниже колен и лишена разрезов. Цель деловых переговоров — изучать личность, а не её ноги. Обувь — кожаная в тон одежды. Носки — однотонные без рисунков в гамме с обувью. Особые требования предъявляются к «аксессуарам». Требуется иметь при себе пару ручек известных брендов, одну с позолотой, а вторую — с золотым пером. Контракты считается солидным подписывать авторучкой.

Часы тоже должны быть известной марки. Они могут быть золотыми, но без изысков. Хронометр из золота с бриллиантами может трактоваться, как попытка уязвить партнера. Из пристойных нешвейцарских вариантов были отмечены японские Seiko и российские «Победа». Портфель, бумажник, записная книжка должны быть без блестящих частей из натуральной кожи черного либо коричневого цвета. Из украшений допустимы скромные золотые заколки, запонки и обручальные кольца.

Визитная карточка для иностранных партнеров выполняется в двустороннем варианте с читабельным шрифтом и логотипом компании. При указании должностей лектор посоветовал не писать «менеджер», если человек де-факто руководителем не является. Это вводит визави в заблуждение.

«По уму»…
Особое место занимает переговорный процесс. Уместно приходить за 10-15 минут до начала. Гостей встречает и провожает сотрудник, не участвующий в переговорах. Гостю не зазорно спросить, как найти туалетную комнату, чтобы привести в порядок прическу, одежду, обувь и освежить дыхание.

Ответственный момент — обмен рукопожатиями и визитками. Подача руки вниз ладонью — признак агрессии, наоборот — символ подчинения. Равноправный вариант — когда обе руки встречаются параллельно перпендикулярно полу. Жесткое пожатие трактуется как стремление подавить, вялое — как признак равнодушия. Обнимая руку двумя руками и/или тряся, подчеркивают дружелюбие. При этом руки должны быть сухими. Влажность рук — проявление беспокойства и неуверенности.

Визитку следует прочесть и, при необходимости, уточнить, правильно ли вы произносите имя и должность собеседника, а за переговорным столом положить перед собой для подсказки. Убранная в карман чужая визитка — символ неуважения, а игра с ней на переговорах — намек на оскорбление.

Говорить сразу о делах не принято. Поинтересуйтесь у собеседника, как он доехал и устроился. Осведомитесь о состоянии дел в отрасли. Предложите чашку кофе или чая, и никакой политики! Так вы отдадите дань вежливости, покажете хорошее воспитание и не создадите конфликта.

В заключение лектор остановился на организации переговоров, искусстве обсуждения условий договора, работе с возражениями, протокольных мероприятиях, стандартах ведения деловой переписки и о нюансах деловой этики в разных странах. Но это тема для отдельного релиза…

Возврат к списку